Выбор профессии был и остаётся одной из важнейших проблем человека, т.к. от правильного решения данного вопроса зависит вся его дальнейшая жизнь. Однако, в 13 -16 лет будущее чаще всего представляется безоблачным, всё кажется возможным и достижимым: удачная карьера, престижная работа, хорошая зарплата. Профессии нередко выбираются по внешней эффектности, под давлением и по прихоти старших, порой за компанию, а то и под влиянием настроения. Не учитываются особенности характера, физические возможности, а это зачастую ведёт к разочарованиям и неудовлетворённости жизнью.
Перед старшеклассниками проблема профессионального выбора стояла всегда, однако, в современных условиях она становится особенно актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашей стране в последние десятилетия. В современных условия жизни обществу нужен профессионал, знающий своё дело, способный самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Большинство же выпускников школы не имеют ясной жизненной перспективы, испытывают дефицит знаний о мире профессий, а так же недостаток опыта проверки своих склонностей к какой либо профессиональной деятельности, что порождает у обучающихся дополнительные трудности при осуществлении профессионального выбора. К тому же, подросток поставлен перед необходимостью принятия своего первого самостоятельного решения о выборе профессионального пути, к чему зачастую он просто не готов. В связи с этим не вызывает сомнения необходимость оказания молодым людям на стадии выбора профессии психологической помощи специалистов по вопросам профориентации.
Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника. И, хотя в настоящее время в психолого-педагогической литературе нет единого подхода к толкованию самого понятия «профориентация», однако, общим для большинства исследователей данной проблемы является то, что под профориентацией понимается совместная деятельность школы, семьи и общественности, направленная на подготовку обучающихся к выбору профессии в соответствии с их интересами, склонностями и способностями, а также потребностями общества в трудовых ресурсах. Её цель - подготовка подрастающего поколения к сознательному выбору профессии.
Особую актуальность профориентационная деятельность в школе приобретает в условиях перехода на профильное обучение, т.к. одной из важнейших причин данного перехода является более полное соответствие образовательной деятельности школы рынку труда, спросу на те или иные профессии.
Однако, как уже говорилось выше, самостоятельно разобраться в многообразном и постоянно меняющемся мире профессий подростку, в силу отсутствия жизненного опыта, чрезвычайно трудно. Исходя из вышеизложенного, не вызывает сомнения тот факт, что многим молодым людям при выборе профиля обучения, а затем и на стадии профессионального выбора необходимо психологическое сопровождение, чтобы исключить либо свести к минимуму процесс выбора профессии на уровне интуиции, поверхностных впечатлений, под влиянием родительской прихоти, путем проб и ошибок.
Профориентационная работа в нашей школе реализуется как через учебно-воспитательный процесс, так и внеурочную и внешкольную работу с обучающимися.
Сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников рассматривается нами как сложная система, включающая основные составляющие:
- профессиональное просвещение
- профессиональная диагностика
- развитие интересов и склонностей обучающихся
- профессиональное консультирование